2010/01/07

Этнографическая карта Бакинской губернии

Comment This!
В догонку к теме о татах - предлагается вниманию очень редкая этнографическая карта времён конца 19-го - начала 20-го веков.

20 Comments:

bocek said...

А где Вы находите эти карты? Эта карта ещё одно подтверждение в пользу моих слов, что тюрки (на карте показаны как татары) в Бакинской губернии составляли большинство,даже несмотря на то,что русские поначалу не понимали смысла "таты" и путали тюрок с парсами.

Türkmən Bayındır said...

Всё правильно, Тюрок большинство, только на этой карте хорошо показано, кто есть Тюрк, а кто нет.

VIPER said...

Так как это уже 3-й пост на тему татов за 1.5 месяца, мне бы хотелось попросить Urmiye и bocek как-то кратко сформулировать свои позиции. Насколько я понял из предыдущих дискуссий - под "татами" на старых картах вполне могут подразумеваться этнические ТЮРКИ:

О термине "тат" можно вкратце сказать следующее. Он имел несколько значений: а) так называли кочевые тюрки-терекеме оседлых или городских тюрок, б) иноверцев: тюрок-немусульман, шиитов, в) жители низменности так называли горских тюрок, г) всех обитателей к югу от р. Куры.

Правильно ли я понял? Если да, то гипотеза "автохтонное туземное население Абшеронского полуострова и южного склона Кавказского хребта состоит из народов иранской группы" не подтверждается картами. Если нет, то прошу объяснить что я понял неправильно.

bocek said...

Вайпер,

да, Вы всё верно поняли. Наши враги, пользуясь незнанием населения этого факта и тем, что после прихода русских термин "тат" медленно, но верно закрепился за парсами, вырывая слова из контекстов первоисточников втирают нам свои старые советские и персидские теории, что мы не тюрки, а "отюреченные персы/иранцы".

То же самое произошло с термином "эрмени" (армянин) после прихода русских. До и в начальные годы после русской оккупации слово "армянин" в Азербайджане означало "христианин григорианского толка, независимо от этнической принадлежности". В Карабахе (старое название Кавказская Албания) таких "эрмени" было много, Карабах был христианским анклавом. Этнические армяне сами себя называют "хай", а страну Хаястан, но весь мир благодаря русским знает их как армян, а не как хаев. Хаи и др. наши враги, зная, что теперь слово "армяне" закреплено за ними, пишут книги, диссертации о том, что русские помогали "албанам-эрмени" в начале ХИХ века в Карабахе вести народно-освободительную борьбу против тюркского ига, что Карабах - древнехайская земля и что население Карабаха - это "отюреченные хаи". Но что нам показывает анализ первоисточников?

а) В 1804 году Цицианов доносил в Петербург, что в Карабахе 60 000 армянских дворов:

: «Ибрагим-хан (шушинский) имет до 60 000 домов одних карабахских армян, управляемых пятью знатнейшими меликами, из коих иные, как думаю, по глупости ведут свои начала от царей древней Армении»

б) Русский историк Соловьев говорит о 100 тысяч семей:

"В начале 1724 года Карапет приехал в монастырь Канзасар к патриарху Исайе, около которого собралось 12000 армянского войска. Восемь дней праздновали армяне, узнавши, что русский государь принимает их под свое покровительство, и объявили, что если императорское величество не изволит прислать к ним войска на помощь, то они просят, чтоб позволено было им поселиться у Каспийского моря, в Гиляни, Сальяне, при Баку и Дербенте, потому что они под игом басурманским более быть не хотят, хотя и персы, и турки зовут их к себе. В одной Карабахской провинции армян будет со 100000 дворов, а в другой провинции - Капан - еще более армян, и все они одинаково хотят быть под покровительством России."

в) Гюлистанский договор был подписан в 1813 году, а Туркменчайский - в 1828. В результате чего Северный Азербайджан и нынешний так называемый Иран были разъеденены. После русско-турецкой и русско-персидских войн Россия начала переселение в Северный Азербайджан хаев-григориан и курдов, которое продолжалось целое столетие. Целью было воспользоваться наличием самого крупного христианского анклава на Кавказе и ещё более расширить его. Не вышло. В 1823 году фискальная перепись показала, что эрмени в Карабахе осталось максимум 5107 дворов (семей). Остальные (80-90%) добровольно перешли в ислам в знак протеста насаждению власти Эчмиадзинской григорианской церкви над эрмени Карабаха! Значит, эрмени Карабаха не идентифицировали себя с хаями Турции. Обратите внимание, несмотря на МАССОВОЕ переселение хаев и покровительство русских в Карабах число армянских семей между 1804 и 1823 гг. сократилось как минимум в 10 раз. Причём все эти омусульманенные эрмени почему-то массово своим родным языком стали считать ТЮРКСКИЙ. Есть же в Турции мусульмане-хаи, так называемые хамшелы, которые не забывают свой хайский. В Азербайджане помимо тюрок, среди мусульман есть ещё талыши, лезгины, персы - никто язык не менял. А тут , оказывается, эрмени Карабаха переходят в ислам и начисто забывают свой родной хайский язык. Это всё говорит о том, что в Карабахе (Кавказской Албании) подавляющим большинством христиан были тюрки.

Türkmən Bayındır said...

2 VIPER
Если была бы возможность объеденить эту тему с предыдущей, я бы так и сделал. Понятное дело, к чему мозолить глаза всякими персами.

По поводу позиции, тут просто. Я просто хочу, чтобы людей, которые ассоциируют сами себя как "тюркоязычные персы" или "азери", к тому же внешне отличающиеся от Тюрок региона, вернули к их исконному этнониму и перестали размешивать ими Тюрок.

Türkmən Bayındır said...

Вот очень интересная на мой взгляд статья, с которой я во многом согласен - http://www.islam.ru/pressclub/tema/ktoprabiz/

Türkmən Bayındır said...

2 bocek
"что мы не тюрки, а "отюреченные персы/иранцы"

А можно вопрос, "МЫ" это кто? В досовковую эпоху никто Закавказских Туркмен "отуреченными персами" не считал. Это и карты отражают и этнографические заметки, и переписи. Теории "отуреченности" идут с джугашвило-буниядовских времён, тогда какие у Вас претензии ко мне (националисту-антисовку) и г-ну Кондратенко (жившему ещё до рождения джугашвили и ссср в целом), составившему сию карту?

Этноним "эрмени" приклеился к армянам действительно каких-то 150-200 лет назад, но этому способствовали не сколько сами русские, сколько сами хачи. Русские плохо знали этнонимы народов Закавказья, и поэтому будучи ведомыми хачиками, с их втиранием в доверие, поверили, что "эрмени" это исключительно хачи и никто больше. Сам термин "эрмени" дан Тюрками оседлому дотюркскому христианскому населению Агванка (Албании), которых осталось относительно мало к временам переселения Тюркмен на эти земли (очень хорошо постарались персы и арабы со своими джихадами против "неверных"). Наиболее вероятно, что под понятием "эрмени" подразумевались прежде всего прямые потомки населения Агванка - удины, та уцелевшая часть их предков, которая забралась в высокогорья Гарабага спасаясь от завоевателей (арабов, персов, Тюрков). Ну и от части это другие христиане - персы-монофизиты (предки этих самых парси, лахиджей, даглы, которые сохранили эту религию и не перешли в шиизм), и даже возможно какие-то остатки Тюрков, чьё число в Агванке было весьма невелико. Кстати под "эрмени" попадали и хачи-рыночники занимавшиеся тогда торговлей и сапожным ремеслом в городах Азербайджана и Чухурсаада (в Тебризе, Мараге, Хое, Урмии, Иравана, Сердарабада, Нахчывана), чьё число было мизерным и в целом не составляло и 10% от общего населения. Уже после массового переселения с высокогорий Восточной Анатолии и крупных городов Османской империи хачи умело ассимилировали остатки удин в Гарабаге, так как количество прибывших многократно превосходило количество коренных христиан. К тому же, все "эрмени" носили армянские имена, т.к. были носителями одной ветви христианства, и в придачу говорили на 3-х языках - родном, Тюркском, и армянском. В Чухурсааде оккупанты просто откровенно заселяли Тюркские города и деревни, и под под покровительством уруссии систематически устраивали Тюркменам и Гарапапагам кровавые бани в период с 1910-го по 1920-й (Игдир, Сердарабад, Гёйче, Беязид). В Игдире даже есть мемориал памяти резне 1918 года. В совке осуществлялся тихий геноцид - принудительно переселяли на территорию АзССР.

Türkmən Bayındır said...

"Есть же в Турции мусульмане-хаи, так называемые хамшелы, которые не забывают свой хайский"

Ну это явный перегиб. Я лично в Турции общался с офиациантом в баре, который был чвенебури по нацональности, родом из Гиресуна. Он сказал что чвенебури, лазы, хемшилы, и потийские греки употребляют родные языки только дома, в семье, а в повседневной жизни они общаются по-Тюркски. Я думаю, что ему небыло смысла мне врать, тем более что по-Тюркски он говорил в совершенстве и носил такое яркое имя как Сельджук, обладая при всём при этом классической кавказской внешностью (голубыми глазами и светло-русыми волосами). Кроме него я видел и арабов, курдов, адыгов, практически не знающих родного языка, но при этом себя с Тюрками не ассоциирующие.

Anonymous said...

Урмие, а к чему ты вообще эту тему будируешь? Если подходить с твоими мерками, то из тюрков надо будет исключить всех до единого уйгуров, 80% узбеков, 70% крымских татар, 60% турков Турции, половину идель-уральских татар.

Türkmən Bayındır said...

Royal Marine
1. Во-первых, я Вас не знаю (ровно как и Вы меня), и не позволяю себе говорить с Вами тоном "на ты". Во-вторых, откуда вам известно, какие темы я "будирую", если общее пребывание Вас на нашем блоге насчитывает всего несколько дней?

2. Что значит исключить? Никто Тюрков из Тюрков исключать не собирается, кто Вам такую глупость сказал? Какие 60% "турок", если население Турции состоит на 2/3 из Тюркского населения (преимущественно Тюркмен)?

3. Почему Вы считаете нормальным, когда персы и кавказцы выдают себя за Тюрков, только на основании того, что знают Тюркский язык и живут с Тюрками по соседству? По Вашей логике получается, что негры (потомки рабов), проживающие в Истанбуле, Анталии, Измире это тоже Тюрки, ибо они не знают родных языков. Так или нет?

4. Ответьте мне только на один вопрос. Тюрком можно стать (если захотеть) или можно только родиться? Большая просьба ответить напрямую, без всяких пояснений-отступлений-изысканий. ОК?

Anonymous said...

Сарты, также как и таты, тюрками по крови не являются.

Türkmən Bayındır said...

Сарты и таты (парси - не путайте с оседлыми Тюрками) являются смешанными этническими группами. Смешанными гораздо более, нежели Тюркмены, Казаки, и Татары Поволжья например. Только у сартов преобладает Тюркская составляющая (памиро-ферганская раса, хоть и "окающий", но Тюркский язык, хоть и тяготеют они к персам но и от Тюркского наследия не отказываются), а у парси (татов, хотя это слово не совсем им подходит) иранская (персидское самосознание, культура, быт, язык, хотя при всём при этом раса каспийская). И вобще, слова "сарт" и "тат" - слова синонимы.

Сартами становились Тюрки (Казаки, Тюркмены, Узбеки, Кыргызы), полностью принявшие персидский образ жизни, т.е. чисто оседлое земледелие, иранскую культуру (чистое подражание арабам в вопросах религии), иранский быт, иранский языковой акцент ("о" вместо "а", "а" вместо "э") даже подражание персам в их привычках и слабостях. При всём при этом они (иранофильные Тюрки) активно вступали в связи с персами (таджиками) из близлежащих городов и оазисов, причём все поголовно (как пологается в исламе или христианстве - "в боге нет ни эллина, ни иудея"). Что в конечном итоге, не могло не сказаться на генофонде их потомков (т.е. сегодняшних сартов), ибо такая тесная связь в течении 1 тысячи лет не может не сказаться. Сарты до сих пор относятся к настоящим Узбекам с призрением, обзывая их не иначе как "оккупантами", "поработителями", "неверными язычниками", "косоглазыми кочевниками" и "золотоордынцами". Даже не смотря на то, что "указ об укруплении социалистических наций" товарищем сосико, превратил сартов в "узбеков", самими сартами до сих пор не приемлим, - ибо даже Тюркское слово "озбек" они превратили в "узбак". Но единственное - победил Тюркский язык, язык доминирующий в Тюркистане.

С "татами" такая же история. Только роли оседлых Тюрков выступали исключительно Тюркмены, а в роли иранцев местные племена региона, т.е персы и талыши. Только тут, в ирано-исламофильских династиях (хотя и Тюркских по крови), до определённого времени господствующим языком был персидский. Поэтому полное обиранивание взяло верх. Сами же Тюркмены мало смешивались (по сравнению с "татами") с окружающими племенами. Смешение с персами и прочими могло быть только в 2-х случаях:
1. Семья была аристократичной, и по воле шаха должна была полностью соответствовать критериям правящей династии (т.е. огульный исламский интернационализм + ирано-арабофильная культура)
2. При взятии территории (города, деревни, высотки, пастбища) женщины покорённых народов при сопротивлении переходили в личную собственность глав Тюркменских племён (ханов, беев, агаларов, ябгу). Так было у всех Тюрков - закон Степи. Само-собой понятно, что с этими рабынями мужчины на войне делали (а уж точно не о высокой морали разговаривали). Только в доисламскую эпоху это было как-бы отмщение враждебному народу - порча крови, а во времена исламофильства это стало нормальной традицией (лишь бы ислам приняла - верная жена, пятая или десятая - бывшая невольница), кровь на последнем месте, главное убеждения.

Вот это и связывает сартов с татами. А так конечно, не совсем правильная трактовка терминов, ИМХО.

Türkmən Bayındır said...

Кстати, и главное, сартом и татом можно стать. Да и то при одном условии - кроме персо-арабофильских убеждений надо быть Тюрком или персом по крови.

Attila said...
This comment has been removed by the author.
Attila said...
This comment has been removed by the author.
Attila said...
This comment has been removed by the author.
Attila said...
This comment has been removed by the author.
Attila said...
This comment has been removed by the author.
Attila said...
This comment has been removed by the author.
Attila said...
This comment has been removed by the author.

Post a Comment