2010/04/25

Гараджаоглан

Comment This!
Народный поэт, основоположник нового направления в народной поэзии, ашуг, который впечатляющим языком описывал чувства человека. Считается, что Гараджаоглан родился в 1606 и умер в 1679 (либо 1689) году. Однако сведения эти неточны, хотя исследователи сходятся на том, что ашуг этот жил в 17 веке. Неизвестно также точное место рождения Гараджаоглана. Некоторые утверждают, что он родился в деревне Варсаг (Фарсах) района Бахче, недалеко от горы Козан. Туркмены племени барак, проживающие в районе Газиантепа, и туркмены племени чавуш, проживающие в Мусабейли, что в округе Килис, считают, что Гараджаоглан происходил из их племён. Виды на Гараджаоглана имеют и другие туркменские племена, проживающие на востоке Анатолии. Ряд исследователей считает, что этот ашуг был родом из деревни Гёкче, расположенной недалеко от Козана. Проживающие в Восточной Анатолии туркмены гаракечили утверждают, что Гараджаноглан - из их племени. Жители туркменских деревень, расположенных в уездах Силифке, Мут, Гюльнар округа Мерсин, также утверждают, что Гараджаоглу - выходец из их рода. Согласно одному преданию, Гараджаоглан был родом из Белграда. Согласно другому предположению, Гараджаоглан родился в одной из туркменских деревень области Чукурова (Чухурова).

В некоторых источниках Гараджаоглана называют Симаилом, в своих стихах он именует себя Халилем и Хасаном. Судя по воспоминаниям Ходжи Хамди Эфенди, Гараджаоглан был сиротой. Под страхом женитьбы на некрасивой девушке и отправки в армию, в которой он мог остаться на всю жизнь, к каковым опасениям добавились проблемы в отношениях с представителями рода Казаноглу, державшего в своих руках феодальную власть в Чукурова, Гараджаоглан в младые годы покинул родные места. У Гараджаоглана есть стихи, в которых ашуг рассказывает о том, как он, взяв с собой двух сестер, отправился в Бурсу. Опять же из его стихов мы узнаем, что в Бурсе он стал главой семейства, испытал радости и горести отцовства. Считается, что из Бурсы Гараджаоглан отправился в путешествие по разным районам Анатолии, побывал в Румелии, а также в Египте и Ливане. Вместе с тем большую часть жизни Гараджаоглан прожил в Чукурова, Мараше, Газиантепе. Как было отмечено выше, место смерти, как впрочем и место рождения ашуга, неизвестно. Исходя из стихов Гараджаоглана можно сделать вывод, что прожил он долгую жизнь. Судя по воспоминаниям Ходжи Хамди Эфенди, Караджаоглан скончался в возрасте 96 лет на летнике близ Мараша. Однако в последнее время возобладало мнение, что Гараджаоглан скончался в деревне Чухур уезда Мут вилаета Мерсин, и был похоронен на близлежащем холме, названном впоследствии именем ашуга.

Годы жизни Гараджаоглана пришлись на период регресса Османской империи. Однако тема эта не нашла отражения в творчестве ашуга, воспитанного в туркменской кочевой среде. Гараджаоглан писал в новом для ашугского творчества стиле. Героями его произведений были кочевники, проживавшие на юго-востоке Анатолии - в районах Чукурова, Торослар и Гавурдаглар. Гараджаоглан рассказывал об особенностях образа жизни туркмен, описывал их чувства и мировоззрение. Повествовал Гараджаоглан и о народных горестях, о тяготах кочевой жизни. Вместе с тем основополагающими элементами творчества Гараджаоглана были темы любви и природы, тоски по родным местам, переживаний по поводу расставаний, смерти. Однако поэзия Гараджаоглана имела и явный оттенок оптимизма, что вытекает из жизненного кредо ашуга, считавшего, что человек должен взять от жизни все, что возможно. Сугубо народная лирика Гараджаоглана вполне жизнелюбива. В своих произведениях Гараджоглан воспевал красоту и смелость, а с горестями своими обращался к горам.

Природа, неотъемлемая часть жизни кочевников, одна из главных тем произведений Гараджаоглана. Описания природы мест, в которых ашуг провел свою жизнь, полны величия. В природе он видит родственную душу, друга, природу он любит совсем как девушку. Любовь Гараджаоглан сравнивает с природой. При этом именно с природой он делится радостями и огорчениями, приносимыми любовью. В стихах Гараджаоглана любимая и природа неотделимы друг от друга. Как мы указывали выше, в стихах Гараджаоглана присутствуют и такие темы, как тоска по родным местам, любимой, и смерти.

Гараджаоглан пытается разобраться в сущности любви. Свои чувства он излагает в нетрадиционной для ашугов форме. Впервые в ашугской практике Гараджаоглан упоминает в своих стихах имена любимых - Элиф, Айше, Зейнеб, Дёне, Эмине... В одну из девушек Гараджаоглан влюбляется, увидев её у ручья, в другую - застав свою пассию за ковроткацким станком... Сердце поэта не может хранить верности, не может принадлежать одной красавице. Стихи Гараджаоглана отличаются известной долей эротизма и даже скабрезности. Эротические описания героинь придают стихам этого народного поэта очевидное своеобразие. Взгляды Гараджаоглана на любовь и женщину были нетрадиционны для творчества ашугов. И при всем при этом Гараджаоглан придавал большое значение религии. Нетрадиционная любовная лирика Гараджаоглана стала образцом подражания для следующих поколений ашугов. В отличии от поэзии ашугов - современников Гараджаоглана, стихи последнего не несут в себе влияния диванной восточной поэзии, широко распространенной в те времена.

Его стихи написаны на доступном для простого жителя юго-востока Анатолии языке. В стихах Гараджаоглана не очень много арабских и персидских слов. Творчеству Гараджаоглана присуще особое, народное очарование. Стиль и лексика Гараджаоглана весьма близки к разговорному языку туркменских кочевников. Гараджаоглан использовал традиционные для народной поэзии полурифмы, используя иногда редиф. Размеры слога были 11 (6+5) и 8 (4+4). При написании некоторых стихов для соблюдения благозвучия он прибегал к отбрасыванию некоторых слогов в слове. Особенностью его стихов было использование метафор и каламбуров. Помимо этого, поэзию Гараджаоглана отличает чувственность. Гараджаоглан использует стихотворную форму, близкую к такой разновидности народной поэзии, как "мани".

Произведения Гараджаоглу начали собирать, изучать и печатать с 1920 года. В настоящее время имеется более пятисот его стихов.

4 Comments:

Anonymous said...

стихи есть у вас (не на русском - оригин.)?
TENGRi

Geheimer Rat Viper said...

Salam Tengri. Munda bar:

http://www.cs.rpi.edu/~sibel/poetry/karacaoglan.html
http://siir.gen.tr/siir/k/karacaoglan/index.html

Anonymous said...

Salam Viper, çox sağol!
TENGRi

bocek said...

Тенгри,
в Турции есть много музыкальных групп, поющих его песни в современной аранжировке. Например, некоторые песни рок-группы "Badem": "Kara degil mi?", "Ala gözlerini sevdigim dilber" и т.д. К его творчеству обращаются и др. музыканты: Haluk Levent, Murad Gögebakan, Muraт Kekilli и др. Интересно, что песню "Кара дейил ми?" у азербайджанских ашугов известна ещё и как "Кёроглу гёзяллямяси", "Шахсевяни".

http://www.dailymotion.com/video/x82g4_badem-kara-degil-mi_music
http://www.video-klipleri.org/badem/ala-gozlerini-sevdigim-dilber-klibi_4adcca979.html

Post a Comment