2010/03/10

Муртаза Булутай: единство казахов при атеизме

Comment This!
- Господин Булутай, сегодня в Казахстане много различных религиозных течений, которые по-разному влияют на общество. Например, в Чехии проживает более 200 казахских беженцев из Западного Казахстана, которые на протяжении трех-четырех лет просят у чешских властей предоставить им убежище.

Свою просьбу они мотивируют тем, что вынуждены были бежать из Казахстана, так как на родине их преследуют по религиозным мотивам. Причем эти мусульмане называют себя приверженцами «Чистой веры». Как религиовед, что вы думаете по поводу возрастающего идейного разветвления в исламе?


- Идею о единой казахской нации я поднимаю уже на протяжении нескольких лет. Мы относимся к тому поколению, которое провозгласило независимость Казахстана, а теперь занимается его дальнейшим укреплением. Какие мы государственные традиции заложим - такие традиции последующее поколение и будет продолжать.

Поэтому мы сейчас живем в очень ответственный промежуток времени. В этот период мы должны воспитывать молодое поколение в духе единства казахской нации. Не менее важную роль здесь играет религия.

В данное время общество разделено по разным признакам: языковым, политическим, религиозным. У нас нет единых интересов. В одном исламе более 40 течений, которые не совсем дружелюбно относятся друг к другу. Что хорошего можно ждать от этого?

Во времена советского атеизма единства в казахском обществе было намного больше, чем сейчас. В то время хоть и не читали намаз и не соблюдали оразу (пост), но казахи не забывали, что они мусульмане и приверженцы одной веры. Не было никакого антагонизма.

Сейчас очень много течений в исламе. Каждый сектант считает себя настоящим мусульманином. Эти направления в исламе не терпят друг друга, есть даже вражда. Будь их воля, они были бы готовы растерзать друг друга на части.

Они начали группироваться и, когда представители разных течений встречаются в одной мечети, просто-напросто не приветствуют друг друга. Очень много радикальных течений. Такой враждебности не было в природе казахов.

Кроме этого, в Казахстане очень много других религиозных организаций. Например, много христианских миссионеров: католиков, протестантов, Свидетелей Иеговы, баптистов, методистов, адвентистов, евангелистов. Еще у нас есть кришнаиты, сайентологи, дианетики и такие малоизвестные религиозные течения, как махарише.

Все пытаются показать себя святыми проповедниками, заманивают на свою сторону и еще навязывают свои идеи. А все, кто попадает под влияние религиозных течений, учат своих детей в соответствии с их идеологией. Потом сектанты, среди которых много казахов, воспринимают хорошее и плохое, руководствуясь установками своих религий. Все это разобщает наше общество. В единстве наших поколений появилась трещина.

Я сейчас не могу назвать точную цифру, но по меньшей мере 100 тысяч человек в Казахстане подвержены влиянию различных сект. Община кришнаитов по всему миру проводила протестные акции против Казахстана. Теперь в Казахстане решение суда не исполняется.

Что будет через 20 лет? Мы за 17–18 лет потеряли единство нации, а это очень опасная ситуация. Это представляет опасность для будущего государства, угрозу нашей безопасности. Для чего столько религиозных сект и течений?

Если не говорить о кришнаитах и христианских сектах, то и в исламе сейчас очень много течений. Миссионеры из Пакистана, Аравии и соседних стран создают свою базу учеников и сторонников на территории Казахстана.

Последние читают только их литературу, слушают их проповеди. У сектантов изменился стиль одежды, у многих меняется походка. Они отделяются семьями, детьми. У них меняется мировоззрение и мировосприятие.

Все эти проблемы возникли из-за того, что мы допустили серьезные упущения в духовной сфере. У нас беззубые законы. Самое главное – мы должны сохранить светскость и развиваться в этом направлении. Что это значит? Некоторые понятие «светскость» воспринимают как отрицание всех религий.

Недавно, сидя за дастарханом в гостях, я говорил, что наше государство должно быть светским, что нужно пресекать деятельность религиозных сект, так как это ввергнет нас в средневековье. В этот момент я встретил резкое возмущение со стороны муллы, который обвинил меня в антирелигиозности, и сказал, что светское общество – это безбожное общество.

Я считаю, что это неправильное понимание. Например, наша молодежь обучается в Египте, Саудовской Аравии. Эта молодежь возвращается в Казахстан с совершенно иным религиозным сознанием. Потом эти идеи они проповедуют в Казахстане. Число таких проповедников растет с каждым годом.

Конечно, я за свободу религии, свободу совести и слова. Я всё это поддерживаю. Но проблема не только в вере и свободе слова. Если мы сегодня не ограничим деятельность религиозных сект, то завтра у нас будут формироваться боевые отряды по типу афганских талибов и иранских мулл. Такой умысел у них есть, и они это не скрывают.

Поэтому мы должны придерживаться принципов светского государства. Иначе эти деструктивные силы, как в средневековой Европе, будут уничтожать всех ученых на кострах инквизиции.

Инквизиция действовала в Европе на протяжении 850 лет. За это время ее жертвами стали Галилео Галилей, Джордано Бруно, Иоганн Кеплер и другие выдающиеся ученые.

Ужасы инквизиции начались в Испании и охватили всю Европу. Все это делалось руками набожников и священнослужителей. Совершали они свои деяния от имени Бога и пророка.


>>

0 Comments:

Post a Comment