2010/02/10

Интервью Бельгера

Comment This!
Я всегда хотел, чтобы ни одна нация слишком высоко о себе не думала, слишком бы не поднимала нос. А это есть. Пренебрежительное отношение к казахскому языку, к казахской культуре до сих пор есть. Это я впервые сталкивался с этим в 86-м году, когда приезжал из ЦК куратор по Казахстану, и в Караганде ему сказали, что казахский язык - это вариант узбекского скотоводческого языка и он состоит всего из 500 слов. И он пригласил меня и спросил, верно ли это? Он хотел, чтобы я это подтвердил. А я сказал по-другому. И он сказал: "Ладно, идите". Это его раздражало. То есть нужна постоянная пропаганда. Нужно постоянное объяснение, спокойное толкование. Министр просвещения сказал, что 28 тысяч неказахов учатся в казахских школах в настоящий момент. Я думаю, что это близко к истине. И это хороший признак. Правда, когда казахи это подчеркивают и хотят учить казахскому языку других, я постоянно говорю, что это не спасает казахский язык. Надо, чтобы вы говорили на казахском языке, вы, носители казахского языка. А если другие национальности будут говорить по-казахски, это достоинство, это надо приветствовать. Но это - не главная опора казахскому языку. То, что Усманова или Бельгер свободно говорят по-казахски, не значит, что они развивают казахский. Не они, а казахи должны, прежде всего. И уповать надо на казахов. А не подчеркивать, сколько немцев, русских, корейцев говорят по-казахски. Это так, сбоку припеку. Говорят, Слава Богу, хорошо. Но ты сначала заговори, а потом мы поневоле заговорим. А делать ставку на нас только, это плохо, это неверно. Я встречал многих казахов, никого не виню. Так сложились обстоятельства. Русский детсад, русская школа, русское мышление, русская культура. Все время так, откуда ему знать казахский язык? Тут рядом находится школа имени Ыбрая Алтынсарина, я встречаюсь с детьми, вижу, как к ним родители приходят. Они на уроках говорят по-казахски, слышат казахскую речь, а между собой говорят только по-русски. И те же старики, старухи, забирая своих внуков домой, с ними, опять-таки, общаются на русском языке. Это трагедия.

>>

0 Comments:

Post a Comment