2009/06/04

Трагичный пример совкового разгильдяйства

Comment This!
Ровно 20 лет назад на территории Башкортостана произошла крупнейшая в истории СССР железнодорожная катастрофа. При прохождении двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв облака топливо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе "Сибирь - Урал - Поволжье".

Wikipedia:

На трубе продуктопровода "Сибирь - Урал - Поволжье", по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (газо-бензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1.7 м. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, перегон "Улу-Теляк - Аша" Куйбышевской железной дороги, 1710-ый километр магистрали, в 11 километрах от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР.

Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате этих действий через метровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легко-воспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде "газового озера". Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар.

В поездах № 211 "Новосибирск - Адлер" (20 вагонов) и № 212 "Адлер - Новосибирск" (18 вагонов) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным 573 человека погибло (по другим данным 645), 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших - 181.

Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола (TNT). По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 10 килотонн TNT, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (12.5 килотонн). Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

Строительство нефтепровода "Сибирь - Урал - Поволжье" диаметром 720 мм и длиной 1852 км было санкционировано постановлением Совета Министров СССР № 20451 от 19 января 1981 года и поручено Миннефтепрому и Мингазстрою. Руководство Миннефтепрома приняло решение перепрофилировать уже почти готовый нефтепровод в продуктопровод. Техническими правилами запрещено транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, однако при перепрофилировании это требование было проигнорировано. Трасса продуктопровода в 14 местах пересекала железные дороги, в том числе, в четырёх местах - электрифицированные. В ходе эксплуатации в период с 1985 по 1989 годы на продуктопроводе произошло 50 крупных аварий и отказов, не приведших, однако, к человеческим жертвам. После аварии под Уфой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.

1 Comments:

Türkmən Bayındır said...

Для совка это очень типичное явление. Скажу больше - мы попросту не знаем сколько происходило подобных аварий, так как всё это всегда умалчивалось в СМИ. Хотя найти "козла отпущения" всегда было просто, и применить меры наказания - снятие с должности и исключение из компартиии, ссылка куда-нить на ДВ, или же "кутузка". Но, после 1991 года ровным счётом ничего не изменилось - до сих пор всегда ищется "крайний" или же всё списывается на 60-е, 70-е, и 80-е годы. Например где-нить прорвало магистральную трубу от водоканала или дал трещину жилой дом, системы совка начинают искать инженеров-пректировщиков, которые 20 лет как на пенсии и сидят с уткой на кровати, глотая корвалол или ношпу. Вместо того, чтобы нормально следить за состоянием и проводить работы по эксплуатации и текущему ремонту.

Post a Comment