2009/04/30

Казакстан и тюркский вопрос

Comment This!
Эта небольшая статья была написана ровно 8 лет назад, в апреле 2001 года. Прошу ногами не бить и отнестись снисходительно к, так сказать, максимализму юности. Я практически ничего не редактировал; во-первых, не хочется копаться в старых файлах, а во-вторых, в статье затрагиваются вопросы (пусть даже в весьма наивной форме), которые в принципе интересно обсудить снова. Замечу еще, что 'креатив' был задуман прежде всего в расчете на русскоязычного казакского читателя и потому не является беспристрастным. Прошу извинить за все допущенные мелкие неточности и грубые ошибки.


На сегодняшний день количество этносов, относящихся к тюркскому миру, достигает нескольких десятков. Иные из них насчитывают не более тысячи представителей. Тем не менее, большинство тюрков, владеющих родным языком, нередко без труда понимает речь на другом тюркском языке, почти не прибегая к услугам переводчика. Тюрки, разделенные не одной тысячью километров, разговаривают на похожих языках. По данным лингвистов, например, казахский и ногайский языки находятся куда ближе друг к другу, чем некоторые диалекты немецкого или китайского. Кроме того, не вызывает сомнения факт, что наличествуют и другие, не языковые, признаки тюркского единства. Многие тюрки России и бывшего Советского Союза говорят на русском языке, что не мешает им дифференцировать себя и представителей других тюркских народов в смешанной этнической среде. Значительная часть истории тюрков не может быть 'поделена' между современными тюркскими народами и представляет собой по сути историю одного народа. Язык, история, фольклор, даже национальная кухня обнаруживают удивительную близость.

Тем не менее, 'местечковость' в вопросах этнической принадлежности стала неотъемлемой чертой характера тюрков. Бывало так, что керей предпочитал найману керея, дулату – наймана, а узбеку – дулата. Более того, иные тюрки настаивают на самоопределении и известной изоляции не только уже существующих тюркских народов, но и отдельных его родовых единиц и кланов: пресловутая жузовщина, якобы бытующая в Казахстане, попытки противопоставления татар и мишарей, и даже татар и булгар в Татарстане и т. д. Не один век историческая наука выращивает и пестует идеи о бесчисленных племенах и народностях, населявших степь, старательно раздувая действительные и выдуманные различия, противопоставляя культурных, или 'окультуренных' неустанной заботой Москвы или Пекина, тюрков диким ордам из глубин Азии. Печальный итог этой политики у нас на глазах: отсутствие единства плюс развитый комплекс собственной неполноценности.

Еще одной особенностью современного тюркского общества является отсутствие не только единой тюркской идеологии, но даже осмысленного представления о своей собственной истории. Это – благодатная почва для самых невероятных теорий и досужих вымыслов: начиная с ариев и амазонок и заканчивая королем Артуром. Воистину удивляет, с каким упорством ученые-историки ищут корни казахов, башкир, кумыков в среде индоиранских племен, угро-финнов, кавказцев и т. д., оставляя тюркам лишь роль пришлых кочевников. Последнее же не менее удивительно: мы, не задумываясь, называем себя потомками кочевников, не смотря на то, что любой из нас всегда сможет назвать свою малую родину, будь то земли Кокшетау или Тараза, где проживали наши отцы и деды на протяжении веков и никуда не кочевали. Таким образом, кочевническая идея, неразличающая политические и хозяйственные аспекты кочевок, превращается в еще один инструмент разобщения, противопоставляя оседлые тюркские народы неким кочевым тюркам.

Не менее фантастично выглядит количество этнических названий: кем же мы только не были – скифами и саками, куманами и половцами, даже киргиз-кайсаками, и очень редко – тюрками. Остается впечатление огромного проходного двора, некой толпы без роду и племени. Однако, несообразность, поселившаяся в книгах, только подчеркивает, что история любого тюркского народа, неотделима от общей истории тюрков. История Казахстана начиналась ни в XV веке, ни, конечно, в веке двадцатом. Наша государственность начиналась ни с Казахского ханства, по сути небольшого владения эпохи позднего средневековья, ни с Золотой Орды. Наша история никогда не ограничивалась территорией современного Казахстана и навсегда останется куцей и искусственной без истории Алтая, Хунну или Хазарии. Но вместе с тем, ни один тюркский народ не имеет исключительного права на те или иные страницы нашей общей истории, на монопольное владение именами наших выдающихся людей. Аль Фараби и Ходжа Ахмет никогда не были казахами, а Тимур не был узбеком – они были тюрками.

В настоящее время большинство тюркских народов не имеет собственной государственности. Тем выше ответственность тех, кто ее имеет. Крупнейшие из них – Турция, Казахстан и Узбекистан – обязаны идти в авангарде борьбы за единение тюрков. Да, политический вес тюркских государств мал, они бедны. Тем не менее, уже сейчас должен быть заложен фундамент будущего общетюркского дома. В этом отношении именно Казахстану судьба уготовила особую историческую миссию. Казахстан расположен в самом центре тюркского мира и обладает значительной территорией. В Казахстане проживают бок о бок представители многих тюркских национальностей. Ввиду удаленности Турции и индифферентного отношения Узбекистана к вопросам тюркского единства, вышесказанное дает нам право назвать Казахстан строителем общетюркского дома.

Будет нелегко, но первые шаги можно сделать уже сейчас. Достаточно не считать уйгур и татар нацменьшинствами, не изображать узбека исконным врагом. Наконец, навести порядок в собственной комнате – оставить жузовщину фольклору. Тогда многочисленные тюркские народы, живущие за пределами Казахстана, рано или поздно почувствуют за своей спиной нас, почувствуют, что у них есть мы, есть Казахстан. Боль балкарца, крымчака или уйгура должна стать нашей болью. Мы должны тщательно отслеживать случаи ущемления прав тюрков и, по мере сил и возможностей, адекватно реагировать. Безусловно, мы слабы, мы пока не можем вести диалог со сверхдержавами, но, тем не менее, должны занять достаточно твердые позиции в отношении, например, проблем Восточного Туркестана или Нагорного Карабаха.

Следует упростить процедуру въезда в Казахстан и получения вида на жительство не только казахам-оралманам, но и представителям других тюркских народов, в первую очередь, уйгурского. Следует привечать браки, заключенные тюрками в независимости от национальной или государственной принадлежности. В школах Казахстана, помимо изучения творчества Абая, Ауэзова и других казахских писателей, следует уделить не меньшее время на Навои, Тукая, Хикмета. Из лексикона учебников следует вычеркнуть доставшиеся в наследство от истории времен Российской империи и оскорбляющие достоинство словечки типа 'набег', 'грабеж' и т. д. Следует прекратить пространные рассуждения о некогда европеоидном облике 'пратюрков', дабы искоренить комплекс неполноценности, бытующий среди иных тюрков-монголоидов и выбить почву из под ног исследователей расистского толка. Необходимо наладить и развивать экономическое сотрудничество и культурный обмен между тюрками разных стран, в первую очередь, между тюркской молодежью. Эта работа, сколь трудной и, на первый взгляд, бесперспективной не была, сделает нас сильнее.

1 Comments:

Attila said...
This comment has been removed by the author.

Post a Comment